Как определить уровень развития речи ребенка 5-7 лет.
Попросите ребенка пересказать короткий ( не больше 6 - 7 предложений ) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа - наличие сюжетной линии ( начало, середина, конец).
если не получается, потренируйтесь: сначала пересказывайте короткие предложения, заучивайте стихи. а затем переходите к более длинным текстам.
Уровень фонематического слуха
Поиграйте в игру "Назови лишнее слово". Вы выбираете какое - то слово,например, "гора", и повторяйте его несколько раз, а потом вместо него говорите другое. похожее. задача ребенка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит ( проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
Коса, коса. коса. роса, коса коса, коза.
Если ребенок слышит и называет " лишние " слова,значит. с фонематическим слухом у него все в порядке. если же ошибается. ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее. обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра - "Назови звуки". Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах " свет" ( оба звука согласные), " корма" ( первый звук - согласный, последний - гласный)," индюк" ( первый звук - гласный. последний согласный), "езда" ( оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой :
Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: " корова", " кадушка", "лепешка". " караван"...
Умеет ли выполнять логические операции:
Устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное?
попросите ребенка закончит предложения: " если выйдешь на улицу зимой без одежды, то... " " прошел дождь, поэтому..."
В игре " Четвертый лишний" предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра " Аналогии"поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно - логического мышления. ему называют три слова. Например: " день - ночь, лето - ..( зима);
"часы - время, градусник - ...( температура)", " глаз - зрение, ухо - ...(слух)".
если ребенок допустил не больше 1 - 2 ошибок, значит, словесно - логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли развита тонкая моторика ( работа мелких мышц руки) и зрительно - моторная координация.
Без этих навыков ребенка не обучит письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий