На самом деле готовность к школе – это отнюдь не
умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических
занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью
игры. Такие тесты-игры иногда говорят о том, что вашему малышу нужна помощь
психолога.
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и
«белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы:
«Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря
слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть
больше 10.
Если отвечает почти
без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии
выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам
потребуется психологическая консультация со специалистов. Чем раньше, вы
начнете решать проблему, тем лучше.
Уровень развития
речи
Это один из самых важных критериев готовности ребенка
к обучению в школе.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7
предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок
рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить
предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина,
конец).
Если не получается, потренируйтесь: сначала пересказывайте
короткие предложения, заучивайте стихи, а затем переходите к более длинным
текстам.
Уровень
фонематического слуха
Поиграйте в игру «Назови
лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете
его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка
– услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая
по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит,
с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот
слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка
на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови
звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах
«свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний –
гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба
звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его
фонематический слух пока не развит.
Чтобы
узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой
«Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в
ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка»,
«караван»...
Умеет ли выполнять
логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять
главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь
на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4
картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю.
Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра
«Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы
словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара.
Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь,
лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз –
зрение, ухо – ... (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит,
словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли
развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация. Без
этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет
карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает
геометрические фигуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий